П`ятниця

Онлайн всього: 1
Користувачів: 0
Друзі сайту

Дніпропетровська міська федерація спортивного туризму

Путевые заметки и репортажи

Путешествие по Киммерии

Повинуясь внезапному движению души и подчиняясь давно задуманному плану –побродить по Киммерийским просторам-под покровом вечерних сумерек 30 августа 2009 г  мы-три странных человека с рюкзаками и гитарой -пробрались к поезду  Днепропетровск-Феодосия.

Совершенно случайно у нас оказались три плацкартных билета в 17 вагон означенного поезда,а посему-благодаря этой счастливой случайности –  не было причин отказаться провести ночь с 30 на 31 августа под размеренный стук колес на пути в этот южный город…

Проснулись утром под бесцеремонные  призывы проводника:»Пассажиры,подъем! Через час-санитарная зона!».

Собравшись,и поглазев на пригороды Феодосии через стекло,мы приготовились к новому и неизвестному-впервые на маршрут выезжаем не из Симферополя,а из «столицы» Восточного Крыма…

На часах 6-20 утра.

Автоматическая камера хранения открывается в 8 ,а за  постой  рюкзаков в комнате хранения ручной клади с нас попросили по 15 грн за каждое место…Произведя в уме сложнейшие математические расчеты-мы справедливо решили,что навсегда расстаться с 60 грн (3 рюкзака + гитара)-мы конкретно сейчас-не готовы.

А посему, с рюкзаками на плечах и спасенными деньгами в кармане-бодро двинулись по приморской улице,мимо башни Константина,в надежде обойти таки, когда –нибудь Феодосийский морской порт,чтобы посмотреть на развалины древней Генуэзской крепости Кафа (XIV век) и искупаться в море подальше от городских пляжей.

У крепости в 7 часов утра встретились нам только пара таких же странников с рюкзаками,да бронзовый,одетый не по –погоде  в длинный кафтан и сапоги,-Афанасий Никитин,стоящий к морю спиной,на что  я бы на его месте обиделась…

Хорошо было поплавать в освежающих морских волнах,зная,что ожидает нас до ближайшей воды 7 км безлесых просторов хребта Узун Сырт.

С автобуса вышли в с.Подгорном,и у поворота дороги к центру  дельтапланеристов,начался подъем на г.Клементьева-так еще называют этот хребет,в честь погибшего там пилота.

Все дело в том,что над эти хребтом,благодаря постоянным восходящим теплым потокам воздуха-идеальные условия для полетов  дельта- и парапланеристов.То там,то здесь,вдоль всего хребта,вплоть до бывшей всесоюзной школы дельтапланеристов,встречаются памятные таблички с именами людей,которые хотели летать,как птицы…

На крайней высшей точке хребта,обращенной к морю,-самолетик-обелиск с надписью:

«Пока будут восходящие потоки,-будут люди,стремящиеся летать…»

Потрясающие виды с хребта и с горы Коклюк,в которую он упирается,отвлекали от жары и жажды-воду пили  в жесткой экономии.

На г.Коклюк (345м)-белая колоннада беседки «Звездопад воспоминаний».

Прекрасный обзор:слева-соленое озеро Бараколь у с.Наниково.В дождливое время оно наполняется соленой водой,а в засуху-это соляное пятно с потрескавшимися берегами.

Ближе к морю,за виноградниками-водохранилище Хрущевский Фонтан,и крохотные постройки Коктебеля у самого моря

А это-пресноводное озеро-наша цель и место ночной стоянки.

Добравшись до озера,мы,первым делом,накипятили 5 литров чая из ягод кизила,шиповника и боярышника,искупались в очень прохладных его водах,сварили нехитрый,но особенно вкусный после первого перехода,ужин-и предались чревоугодию,водохлебству и философствованию о жизненной силе воды до самой темноты!

Вышла полная луна,потянуло на песни…

К полуночи,охрипшие от усердия и влажного ветра с озера-расползлись по «норкам»:гитара-в чехол,а мы-в спальники.

Утром вышли в 9-30

Наш путь-до озера у подножья балки Османов Яр-по Армутлукской долине,а потом-по тропе Грина-до Старого Крыма,и наконец-ночлег у монастыря Сурб Хач.

До Старого Крыма добрались к 14 часам.Обед-отдых у родника занял еще 1,5 часа.

К монастырю решили идти по окраинной южной улице Старого Крыма-там есть два «стопудово действующих» родника-чтобы питьевую воду за собой нести по-минимуму!
Один из них-фонтан у церкви Успения Пресвятой Богородицы.Он питается водой  с горы Агармыш,которая возвышается за городом.Фонтан построил болгарин в начале XIX века,о чем говорит трудно читаемая надпись.(Чесно говоря-я ее не прочла! А "покопалась" в интернете,потому что местные жители,бывшие у фонтана вместе с нами, ничего вразумительного сообщить не смогли...)

Старокрымские реки Первая и Вторая (так они у них называются!),несущие воды в озеро близ города-сильно обмелели.Порой о реке напоминает только высохшее каменное русло,и все…

Родник у настоящей Поляны десантников, (а не той,что ошибочно показана на карте) у русла реки Второкрымки –это одна капля в минуту.Попросту говоря-его в конце августа нет…

В тот день до монастыря мы не дошли 1 км подъема-было уже 18-30 вечера,хотелось разбить лагерь,собрать дрова и приготовить ужин в покое и уединении!А монастырь-вопреки своему предназначению,к этому не располагал-к нему и от него по дороге то и дело сновали маршрутки с экскурсантами и какие-то чудные колесницы,похожие на мотоцыкл и открытый джип одновременно!

Поэтому,перед самым последним подъемом к монастырю на г.Грыця,мы нашли себе укромное местечко для палатки,и стали заниматься оборудование ночлега.

А что! Вода-есть (набрана у источника на перекрестке крайней улицы и поворота на монастырь),дров-немеряно,усталость-присутствует,желание поесть и расслабиться-тоже.

В монастырь Сурб Хач решено идти утром со свежими силами и бодрым шагом!

Да! Еще одно впечатление угасающего дня!

По пути к монастырю встретилось нам коровье общество,самостоятельно бредущее по домам из дневных странствий и пастбищ.

В обществе коровьих дам было несколько их кавалеров-телохранителей.

Уступая дорогу,как вежливые заезжие гости,мы присели на обочине,сняв рюкзаки-идите,мол,по добру по здорову,а мы как-нибудь потом!

Так вот-то ли быки решили,что мы претендуем на внимание их девушек,то ли мои любимые бордовые походные штаны и белая рубаха показались им неприличными в сельской местности-неизвестно…

Только не дойдя до нас пару-тройку метров, два огромных черных быка уставившись на нас налитыми кровью глазами,расставив пошире ноги,стали издавать такие ….как бы это сказать…звуки…,что у меня-человека неробкого десятка-похолодело внутри и сердце упало куда-то в натруженные туристические кроссовки….

Это был призывный боевой рев-предупреждение-убирайтесь,пока целы!

Я за пол-минуты освоила коровий язык!Спокойно господа! Зачем же так грубо! Не надо корриды! Мы все поняли-уползаем!

Бросив рюкзаки на обочине,на четвереньках,чтобы не нервировать общество лишними движениями-мы приютились за самыми толстыми деревьями,и,потупив очи в землю,переждали  пока пройдут все коровы,быки,телята и прочая,прочая,прочая…

Это фото было сделано еще до того,как …. Потом я зыбыла,что у меня на шее фотоаппарат с возможностью видеосъемки и звука…

Монастырь Сурб Хач  мы увидели на следующий день.

Доброжелательный и приветливый смотритель предложил оставить рюкзаки в одной из комнат,и мы налегке побродили по старинным постройкам и саду с террасами и родниками,над которыми уже изрядно поработала рука современного строителя.В хорошем смысле этого слова…

3 км пути по хорошей натоптанной и выложенной камнем тропе- и мы увидим  руины еще одной обители отшельников-монастыря Сурб Степанос.И родник,к которому ведут ступени из камня.

Перекусив у этого родника,вернулись в Сурб Хач,забрали рюкзаки,и «скатились» вниз,обратно в Старый Крым на трассу,чтобы переехать в Курортное-3 оставшихся дня похода мы проведем на морском берегу,делая радиальные пробежки по окресностям,купаясь в море и греясь в лучах уже не такого жестокого,как летом,солнца.

От Старого Крыма попутным рейсовым автобусом доехали до с.Насыпного,там пересели на автобус Феодосия-Биостанция,и в 17-30 уже поставили палатку в чудной бухточке в 2-х километрах от пос.Курортное.

За дровами для мини-печки-в поход по побережью с пакетом.Вот,где почувствуешь все преимущество иметь у себя в снаряжении газовую горелку!

За водой-на родник у т/с Эчкидаг над Лисьей бухтой.

Хорошая прогулка! И польза,и удовольствие!

Вечером ,наплававшись в море,мы уже наблюдали закат под душистый чай и делились впечатлениями от пешеходной части похода…

Утром  задумано восхождение на г.Кокуш-Кая –одну из трех вершин хребта Эчки-Даг.

Цель-полюбоваться  с высоты 600 м на  море,Меганом,Карадаг,заглянуть в пещеру Ухо земли,а также-посмотреть,что из себя представляет стоянка Эчки-Даг,и насколько жив родник.Ну и ,конечно,совмещая приятное с полезным,-набрать воды для своей стоянки на берегу.

Источник у т/с Эчки-Даг в это время года не такой полноводный,как даже с месяц назад-так рассказывают о нем постоянные жители Лисьей бухты.Но все же, наши пластиковые бутылки заполняются  довольно быстро,и часть группы с ценным грузом идет в лагерь,а я,прихватив с собой воду и изюм,начинаю взбираться на Кокуш-Кая по довольно крутой и сыпучей тропе.

Временами останавливаюсь для «передыха» и оглядываюсь на пройденный путь-красота открывающаяся мне постепенно, с набором высоты,-придает силы и желания.

Долго сижу на вершине!Слов для описания того,что открылось глазам-нет…

Прийдя,наконец в себя после нахлынувших эмоций,решаю поискать пещеру «Ухо земли».

По карте и рассказам словоохотливых «коллег» у родника,она должна быть на северо-восточном склоне Кокуш-Кая.Я ее честно искала с полчаса-безрезультатно.

И стоило подумать-«неужели никто кроме меня в этот день не пришел посмотреть на Ухо Земли»,как  на вершине скалы «нарисовалась» группа! После приветствий и обязательных мини-расспросов выяснилось,что во главе группы экскурсантов-местный житель Александр.Ну конечно-он знает,где притаилось это «Ухо»,и поделится этим знанием со мной!

Неудивительно,что я ,как минимум,один раз проходила его в своих поисках! На  почти голом склоне скалы растут только одиночные кустарники.Как раз за ветвями одного из них и спряталась эта пещера! «Ухо Земли»-это колодец,глубиной 130 м,и узок настолько,что вызывает сомнение то,что в него когда-нибудь заглядывал любопытный спелеолог!

Однако забитые в скалу по краю «колодца» пять крючьев красноречиво говорят о том,что в «Ухе Земли»  «поковырялись» вездесущие и неутомимые исследователи неизвестного.

Пятый день нашего пребывания на земле загадочной Киммерии был посвящен Карадагу-самому запретному,а значит-самому желанному месту на всем Крымском полуострове!

Попасть на него можно только в составе экскурсии,которая формируется на Биостанции (юго-восточная окраина пос.Курортное).

В 8-30 я и еще 15 человек,жаждущих ступить на сохранившийся до нашего времени  вулкан возрастом 150 млн лет,неспеша потянулись за экскурсоводом.

Экологическая тропа,по которой мы шли,проходит по самым выигрышным обзорным точкам Карадага-мы прошли по краю хребтов Карагач,Хоба-Тепе,увидели легендарные Золотые ворота и скалу Чертов палец на хребте Магнитный.

В скальных породах встречались выходы жил «самоцветных» камней-агатов,сердоликов.

Эх,походить бы здесь без экскурсии,да не 4 отведенных часа на «туда и назад»,а целый день!

Да заглянуть бы в каждую бухточку,каждый грот в скалах….

А что-настойчивые мечты всегда сбываются! Проверено на себе!

Последний шестой день в нашей бухточке мы посвятили морю,плаванию,нырянию с камней,а также открыли для себя подводный мир Крабьего  мыса,видимый простым смертным благодаря маске и трубке.

Вечером-в Феодосию.

Грустно расставаться с красотой и гармонией Крыма,но что поделать!

Ведь мы уходим,чтобы обязательно вернуться!...

...тем более,что мысль о "Путешествии по Киммерии-2" еще этой осенью, уже закралась в мою голову и сердце...

Категорія: Отчеты о походах | Додав: rozaVetrov (09.09.2009)
Переглядів: 1737 | Коментарі: 4 | Рейтинг: 5.0/1
Всього коментарів: 4
4 Светлана
В чем же дело,коллега?! tongue
Намечается Путешествие по Киммерии-2.Хотелось бы еще этой осенью,по горячим следам,так сказать,доделать "недоделанное" cool !
Стучите,и я вам открою... smile

3 Виталий
Черт побери, как "вкусно" описывается поход. Прочел с удовольствием - как в Крым выбрался. Хочу на Карадаг!!!!

2 CЕрега
Круто cool Оч понравилось)как вспомню аж голова кругом wacko biggrin

1 CЕрега=)
Гы=) biggrin И я там Был))))))))))))!!!! cool

Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.